Ашинская трагедия: самая страшная железнодорожная катастрофа в СССР - The Criminal
Дела

Ашинская трагедия: самая страшная железнодорожная катастрофа в СССР

Железнодорожная катастрофа под Уфой на 1710-м километре Транссибирской магистрали, приключившаяся 4 июня 1989 года, стала одной из крупнейших за всю историю СССР. Взрыв газа унес сотни жизней и еще сотни людей оставил инвалидами. Как же все это произошло?

Стечение обстоятельств

В 19:03 по московскому времени скорый поезд №211 Новосибирск – Адлер отправился из Челябинска, где к нему прицепили вагон, в котором ехали ученики челябинской школы №107, а также молодежная хоккейная команда «Трактор 73».

В 23:41 из Уфы выехал скорый поезд №212 Адлер – Новосибирск. В 0:51 поезд №211 прибыл на станцию Аша. В 1:05 скорый №212 проследовал через перегон Аша — Улу-Теляк по боковому пути.

Еще в 22:00 диспетчер получил предупреждение о том, что в районе трубопровода «Сибирь-Урал-Поволжье» на 1710-м километре ощущается сильный запах газа. В 1:07 легковоспламеняющиеся углеводороды стали просачиваться через трещину в трубе длиной 1,7 метра и скапливаться в низине, через которую пролегали железнодорожные пути. В 1:13 два встречных состава въехали в плотное облако газа. Общая площадь зоны загазованности составила около 250 гектаров.

Хроника катастрофы

В 1:14 прогремел взрыв и начался пожар. Поскольку в контактной сети пропало напряжение, вышла из строя железнодорожная сигнализация. Мощность взрыва, по оценкам экспертов, была эквивалентна 250—300 тоннам тринитротолуола.

Два локомотива и 37 вагонов получили повреждения, 11 вагонов оказались сброшены с путей. Почти все они выгорели, многие были расплющены всмятку и покорежены…

Огненное зарево виднелось за десятки километров. К месту трагедии выехали добровольцы из числа местных жителей, были высланы машины «Скорой помощи», спасатели, пожарные расчеты…

К 7 часам утра всех оставшихся в живых уже доставили в ближайшие больницы. Наиболее тяжелых на вертолетах переправили в Уфу, Челябинск и другие крупные города. Вокруг места взрыва выставили оцепление.

В больницы начали обращаться люди, которые разыскивали своих близких, ехавших в сгоревшем поезде. Некоторые из раненых даже не могли назвать свое имя, многие имена и фамилии записывались с ошибками. Иногда человек попадал в списки живых, а позднее выяснялось, что он мертв… Люди нередко умирали от ожогов, уже находясь в больницах.

Что же касается погибших, то многие тела просто разметало на фрагменты. Военные вынуждены были буквально просеивать землю на месте аварии, чтобы отыскать останки.

К 16:00 пожар наконец удалось полностью ликвидировать и начать работы по восстановлению железнодорожного полотна. К 21:00 по поврежденному участку проложили новые рельсы, и по перегону Аша – Улу-Теляк снова пошли поезда.

По разным оценкам, в этой трагедии погибло от 575 до 645 человек, в том числе 181 ребенок. 623 человека получили увечья.

Причины и версии

До сих пор идут споры о причине взрыва. Возможно, это была случайная электрическая искра. А может быть, в роли детонатора сработала чья-то сигарета, ведь кто-то из пассажиров вполне мог выйти ночью покурить…

Но как возникла утечка газа? По официальной версии, еще при строительстве в октябре 1985 года трубопровод был поврежден ковшом экскаватора. Сначала это была просто коррозия, но от постоянных нагрузок со временем появилась трещина. Открылась же она всего минут за 40 до аварии, и к моменту прохождения составов в низине успело скопиться уже достаточное количество газа.

Во всяком случае, виновными в аварии признали именно строителей трубопровода. Ответственность понесли семь человек, среди которых были должностные лица, прорабы и рабочие.

Но существует и другая версия, согласно которой утечка возникла за две-три недели до катастрофы. По-видимому, под воздействием «блуждающих токов» от железной дороги в трубе началась электрохимическая реакция, которая привела к коррозии. Сначала образовалось небольшое отверстие, через которое начал утекать газ. Постепенно оно расширилось до трещины.

Кстати, о загазованности машинисты проезжавших этот участок поездов сообщали еще за несколько дней до аварии. За несколько часов до нее в трубопроводе упало давление, но проблему решили просто – увеличили подачу газа, что еще больше усугубило ситуацию.

Итак, скорее всего, основной причиной трагедии стала элементарная халатность, обычная русская надежда на «авось»…

Восстанавливать трубопровод не стали. Впоследствии его ликвидировали. А на месте Ашинской катастрофы в 1992 году установили мемориал. Ежегодно сюда приезжают родные погибших, чтобы почтить их память.

Комментировать

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Популярные

© 2017-2022 Криминал Core Web Vitals and SEO Optimization

Наверх