Тариэла Ониани (Таро) называли одним из главных врагов вора в законе Аслана Усояна (Деда Хасана). Считается, что конфликт, возникший между этими двумя законниками при разделе сфер влияния, вполне мог закончиться в духе лихих 90-х – устранением соперника, заказным убийством Усояна.
Пути двух выходцев из Грузии
Аслан Усоян и Тариэл Ониани – уроженцы Грузии. Курд-езид Усоян родился в Тбилиси в 1937 году, а сван Ониани появился на свет в шахтерском Ткибули в 1952-м. Начало криминальной биографии у обоих схожее – и Усоян, и Ониани впервые попали на скамью подсудимых в молодости: Хасан — в 19 лет за сопротивление милиции, Ониани — в 17 лет за разбой и кражу.
И дальнейшая судьба каждого была связана с преступным миром. Усоян впоследствии сидел за грабеж, спекуляцию, подделку дензнаков. В 80-е годы, по данным МВД СССР, он «окормлял» так называемых цеховиков – представителей незаконного бизнеса разваливающегося Советского Союза. За это время он стал одним из самых серьезных воротил криминального мира, получил статус вора в законе. В мае 1995-го у Деда Хасана изъяли почти 2 килограмма золота и около 400 тысяч долларов США.
Киллер убил Усояна в 2013 году — это было второе по счету покушение на вора в законе. Выстрелом в голову из снайперской винтовки «Вал» Дед Хасан был убит сразу.
Авторитет Усояна в определенных кругах был настолько высок, что после его убийства даже в Кремле вынуждены были высказываться по поводу того, что Дед Хасан никогда не встречался с действующим президентом России — в Интернете активно обсуждалась фотография, где Усоян якобы запечатлен с человеком, похожим на В. В. Путина.
Об Ониани известно, что в 80-х годах он был едва ли не самым центровым вором в законе в СССР, сидел восемь раз. В 2000-х Таро занимались спецслужбы Европы, а с 2011 года Тариэл Ониани сидит в испанской тюрьме – за рубежом грузин, по мнению европейских спецслужб, наследил не меньше, чем на территории бывшего СССР.
Дележ Таро и Деда Хасана
Аслан Усоян и Таро активно боролись за контроль над «активами» посаженного в 2006 году в испанскую тюрьму Шакро Молодого (Захария Калашова). После того как Шакро, которого всерьез считали теневым доном Корлеоне постсоветского пространства, сел в тюрьму, в России и Западной Европе без «присмотра» осталось значительное «хозяйство». За контроль над преступностью в России и ряде стран бывшего Советского Союза и Западной Европы разгорелась схватка между Дедом Хасаном и Тариэлом Ониани. Во всяком случае, это самая убедительная из версий их конфликта.
Хасан и Ониани поначалу решали спорные вопросы посредством воровских сходок. Потом конфликт перешел в фазу заказных убийств – началась попеременная ликвидация их доверенных лиц, в том числе и воров в законе. Одним из катализаторов конфликта стало покушение на Япончика (вор в законе Вячеслав Иваньков, сторонник Деда Хасана) – Усоян смог убедить воровской мир, что за этим стоит Ониани.
В 2010 году на Усояна было совершено покушение, его ранили в живот. Дед Хасан выжил, а это нападение потом многие списали на козни сторонника Тариэла Ониани вора в законе Мераба Сухумского. Люди Ониани продолжали давить на Усояна, запрещая тому короновать новых воров. Попутно устранялись и «прессовались» близкие к клану Деда Хасана. В 2011 году в Бельгии избили законника Дато Краснодарского и преступного авторитета Романа Манукяна, которые входили в клан Усояна, а в Москве убили сотрудника МВД, с которым Дед Хасан поддерживал постоянные контакты. В апреле следующего года застрелили еще одного приближенного Усояна – Ильгара Джабраилова (Данабаша).
В январе 2013 года возле московского ресторана «Старый фаэтон» (штаб-квартира Аслана Усояна на Большой Никитской) Дед Хасан был застрелен. Кто был исполнителем и заказчиком этого убийства, следствием до сих пор не установлено.