На сегодняшний день в ФСИН Российской Федерации действуют 8 тюрем – по две во Владимирской области и Красноярском крае и по одной в Ульяновской, Челябинской, Липецкой и Саратовской областях. В общей сложности в них находятся около 2000 осужденных.
Говоря о гуманизации тюремных условий содержания заключенных, необходимо учитывать тот факт, что режим в «крытках» по определению должен быть более суровым, чем в СИЗО и исправительных колониях.
Там сидит особый контингент
Согласно положений части 7 статьи 74 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ в тюрьмах отбывают сроки заключения особо опасные рецидивисты, а также получившие по приговору суда более пяти лет за совершение особо тяжких преступлений и злостные нарушители режима, которых перевели в тюрьму из колоний. В каждой тюрьме есть карцер (изолированная одиночка для нарушителей).
Из тюрем в России бегут значительно реже, чем из следственных изоляторов и колоний. Наиболее известный побег в постсоветской России был совершен из тулунской тюрьмы, где в свое время сидел знаменитый вор в законе Япончик (Вячеслав Иваньков).
«Либерализм» тулунской «крытки»
Самые «гуманные» порядки, судя по сообщениям СМИ, в 90-х и начале 2000-х годов существовали в тюрьме г. Тулун (Иркутская область). Туда за деньги можно было «заслать» проституток, спиртное, наркотики. Дошло до того, что офицеры тюрьмы с ведома начальника пенитенциарного учреждения использовали сидельцев для совершения выездных преступлений за территорией «крытки» – угоняли машины, крали даже овощи у дачников. Однажды стащили из детсада одеяла с ковриками.
В 2001 году из тулунской тюрьмы сбежали четверо зэков. Надзиратели, нарушив инструкции, зашли в камеру, и на них наставили муляжи пистолетов и самодельный арбалет. Попытавшихся сопротивляться сотрудников ФСИН убили на месте: одного — молотком, другого пронзили заточенным электродом из арбалета. Преодолев все рубежи охраны, беглецы вырвались на волю. Через полмесяца их поймали, а тулунскую «крытку» строгого режима вскоре после этого наделавшего много шума побега от греха подальше перепрофилировали под СИЗО.
Больше работать – меньше нарушать
У официальных представителей ФСИН и членов Общественного наблюдательного контроля (ОНК, есть в каждом регионе расположения учреждений пенитенциарной системы) данные о процессе гуманизации, проходящем в российских тюрьмах, СИЗО и колониях, нередко разняться.
Позиция службы Федеральной исполнения наказаний сводится к тому, что с каждым годом условия содержания российских заключенных улучшаются и приближаются к европейским стандартам. В особенности это касается наполняемости камер тюрем. Во многих «крытках» она сегодня даже меньше, чем положено по норме.
Знаменитый Владимирский централ, по сообщению УФСИН Владимирской области, сегодня более комфортабелен в плане бытовых условий: в камерах на окнах больше нет «ресничек» (железных жалюзи), помещения обеспечены телевизорами, холодильниками и радиоточками. Во Владимирском централе в 2003 году первыми в системе ФСИН для осужденных открыли Центр правовой информации.
Практически во всех российских тюрьмах налажено производство реализуемой за пределами «крытки» продукции – трудотерапию в заключении ФСИН считает важным фактором законопослушного поведения зэков. Во Владимирском централе делают сувениры с символикой «крытки», они хорошо расходятся. В верхнеуральской тюрьме шьют рабочую одежду, в минусинской выпускают стройматериалы. В большинстве российских тюрем имеются подсобные хозяйства, где осужденные выращивают сельхозпродукцию и разводят живность – от кур до коров.
Нестроптивые могут «облегчиться»
В целях гуманизации (соответствующая Концепция развития УИС РФ действует до 2020 года) в российских тюрьмах в последнее время вводятся так называемые облегченные условия содержания. К примеру, в балашовской «крытке» (Саратовская область) оборудованы шесть помещений, в которых для наиболее смирных и трудолюбивых зэков создана едва ли не домашняя обстановка: одноярусные кровати, дополнительная мебель. Можно пользоваться магнитофонами, видеотехникой, DVD. В каждой такой камере живут от трех до пяти человек. Сотрудники ФСИН утверждают, что желающих попасть в подобные отряды хоть отбавляй. Правда, ворам в законе и другим сидельцам, исповедующим «отрицалово», это не светит – в комфортабельных камерах сидят те, кем довольна администрация тюрьмы, главным образом, хозобслуга «крытки».