11 августа 1979 года случилась одна из самых крупных авиакатастроф. Над Днепродзержинском на высоте около 8400 м столкнулись авиалайнеры компании Аэрофлот. Один следовал по маршруту Челябинск – Воронеж – Кишинев, а другой – Ташкент – Гурьев – Донецк – Минск. Число погибших в результате этой авиакатастрофы – 178 человек.
Это была одна из крупнейших авиакатастроф в истории СССР и Украины. В ней погибло 17 футболистов ташкентского футбольного клуба «Пахтакор», что усилило резонанс трагедии.
Причины столкновения
11 августа полетами управляли диспетчеры Харьковского Центра единой системы управления движением Владимир Сумской, который до этого проработал диспетчером 4 года, а также 20 – летний Николай Жуковский (отработал всего 2,5 месяца). Контролировал диспетчеров Сергей Сергеев. Неизвестно по каким причинам, он отвлекся от работы и назначил старшим не имеющего достаточного опыта – Жуковского. Также в тот день был контроллер диспетчеров — Томилов, но от прямых обязанностей он устранился. Так совпало, что в тот день летели еще два самолета – один с высокопоставленным руководителем, который летел за рубеж, другой – с руководителем монгольских коммунистов, который летел к Брежневу в Крым, поэтому несколько высот были попросту перекрыты. Харьковская зона как когда-то, так и сейчас является одной из сложнейших. 11 августа диспетчеры одновременно держали на связи 12 самолетов, но по инструкции их не должно быть больше 10.
Так случилось, что в одно и то же время летели сразу два самолета. Жуковский высчитывая время, в течение которого каждый из самолетов должен пройти предположительную точку пересечения. Диспетчер неправильно рассчитал расстояние и отдал команду ташкентскому борту приказ занять эшелон 8400 метров. Из – за неправильных расчетов, оба борта оказались в одном коридоре. Отданную команду никто не проверил, да и сам Жуковский не пересчитал свои расчеты дважды. Лишь за четыре минуты до трагедии Сумской понял, что есть неточности в расчетах. Он бросился исправлять ситуацию, но все усложняло появление третьего самолета Ил – 62, который летел в эшелоне 9000 метров. Сумской скомандовал Ил – 62 освободить этот коридор, и направляет туда ташкентский рейс. Через возникшие помехи последнюю команду диспетчер не понял. Но принял на свой счет Ил — 62, и изменил маршрут в сторону эшелона 8400 метров. Сумской посчитав, что ему ответил ташкентский рейс и вовсе выключил радиосвязь. Он не убедился в позывных, не потребовал повтора ответа, и это была его роковая ошибка.
Почему произошла трагедия? Основные версии
В 13:35 произошло столкновение. По одной версии самолеты столкнулись лоб в лоб, а по другой – челябинский борт отсек у ташкентского хвост, и стал медленно снижаться, но шансов спастись не осталось после того, как в баках загорелось горючее. Другие и вовсе обвиняли Брежнева. Якобы он куда-то летел, и освободили воздушный коридор, а два самолета направили один на другой. Рассматривались также версии диверсии и политические мотивы. Команда «Пахтакор» была любимой командой Шарафа Рашидова (глава Узбекистана). Настораживало то, что команда разбилась именно в небе над Днепродзержинском, где родился Брежнев и началась партийная карьера Владимира Щербицкого, главы ЦК компартии Украины – одного из давних недоброжелателей Рашидова. До Андропова дошла информация, что Рашидов интересовался, какой самолет стал причиной аварии. Возможно, он хотел выяснить была это диверсия или нет?
Главные виновники трагедии Сумской и Жуковский получили наказание в виде тюремного заключения сроком на 15 лет, но отсидят из них только 6 и выйдут по амнистии.