За что русские любят "блатную музыку" - The Criminal

THE CRIMINAL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Без спама
Понятия

За что русские любят «блатную музыку»

Шансон — один из самых популярных музыкальных жанров в России. Его «свободный репертуар» пришел в Россию из подпольных французский кабаре в XIX веке и более не выходил из моды.

«Французская любовь»

Истоки шансона восходят к французской культуре: там и следует искать корни любви русских к этому виду искусства. Мода на язык, поэзию, литературу, музыку, живопись Франции и в целом на «французский стиль» была неотъемлемой частью русской жизни XIX столетия. Романтический дух и пьянящая свобода республиканской Франции как нельзя лучше отвечали веяниям русской культуры.

Возникшие в конце XIX столетия во Франции кабаре, куда с ярмарочных площадей и многолюдных улиц переместился шансон, стали своего рода «кухней» где в синтезе с другими искусствами варился и кристаллизовался характер демократичной и зачастую фривольной песни. Тем не менее, этот пласт «низкого» искусства был востребован и в более культурных кругах.

Русские завсегдатаи кабаре и «завезли» на родину шансон, где он, скрестившись с бытовым романсом, песенками куплетистов, тюремной лирикой и другими жанрами нашел благодатную почву для нового роста. В русских условиях шансон, оказавшись созвучным широте и простоте народной души, стал поистине универсальным выразителем чаяний и вкусов масс.

Поощрение

Зачастую неподобающий характер песен «русских шансонье» подогревал к ним дополнительный интерес. Однако слишком «свободный» репертуар загонял исполнителей блатной и кабацкой музыки в подполье. Народный жанр не любили представители академического направления, более того, за криминальный и политический подтекст ему зачастую не благоволила власть, а поэтому на большую сцену путь шансону долгое время был закрыт.

В СССР блатные песни вполне могли приравнять к идеологической диверсии. Но, тем не менее, Леонид Утесов, которого часто клевали за насаждение вульгарного искусства, постепенно включал творчество «низов» в свой эстрадный репертуар. За счет ироничной манеры пения исполнителю удавалось несколько нивелировать босяцкий характер песен, но когда воровская поэзия казалась слишком откровенной, он просил поэта Лебедева-Кумача написать другой текст – так, к примеру, родилась новая «Мурка».

Можно сказать, что «зеленый свет» блатному шлягеру дал сам Сталин. По стечению обстоятельств с песней «Одесский кичман», исполнявшейся в спектакле о жизни железнодорожных воров, перед главой страны выступал Утесов. Певец ожидал печальной участи. Тем не менее, вождь аплодисментами поддержал молодого артиста и попросил спеть повторно – это, по сути, открыло Утесову дорогу на большую эстраду.

После амнистии 1953 года вместе с бывшими заключенными на свободу вышли и знаменитые песни ГУЛАГа. Уголовная тематика в них сочеталась с политическим и социальным протестом. Во многом из-за того, что лагерное творчество быстро проникало в массы, новые власти заклеймили маргинальное искусство.

Тем не менее, советские чиновники слушать блатные песни любили. На закрытые банкеты они приглашали выступать тех, чье творчество с высокой трибуны откровенно принижали. Так знаменитый «подпольный» артист Аркадий Северный, которого народная молва причисляла к уголовникам, спокойно пел для дипломатов. По слухам, на одном из выступлений артисту даже подарили чемодан с деньгами.

Все гениальное просто

Один из секретов популярности шансона в его музыкальной простоте, которая способствовала доступности и распространенности этого жанра. В силу своей специфики шансон вряд ли мог составлять конкуренцию официальной отечественной эстраде, но поклонников у него было не меньше.

Исполнитель, как правило, обходился аккомпанементом одной гитары. Более того, музыкальная форма шансона практически всегда шаблонна, а в основе гармонической последовательности большей части песен лежат три-четыре аккорда. Однако за счет содержания стихов и индивидуальной манеры исполнения певцу удавалось каждой песне придать свой неповторимый характер.

Владимир Высоцкий ограниченность выразительных средств барда, к примеру, компенсировал поэтическим талантом, экспрессивной манерой пения и жанровым разнообразием. Его песни – это маленькие театрализованные картинки, создающие целую галерею ярких образов и характеров: от лирических и комических – до трагических и героических.

Искусство в массы

Отечественный шансон, будучи самым демократичным музыкальным искусством, способен заинтересовать публику различных вкусовых предпочтений, как неприхотливую, так и более взыскательную. Так, начиная от связей с французской песней и джазом, в последние десятилетия русский шансон тесно соприкоснулся с эстрадой и рок музыкой.

Созданная в 1990 году поэтом Михаилом Таничем группа «Лесоповал» до сих пор радует своих почитателей своим неиссякаемым творческим потенциалом. Секрет успеха «Лесоповала» не только в демократичной направленности искусства, но и в жанровом разнообразии. В репертуаре группы есть все, что накоплено русским шансоном за многие десятилетия его существования: от стилизации фольклора до лирических песен. Интересно инструментальное решение большинства композиций – гитара, аккордеон и барабан придают звучанию группы неповторимый колорит.
В постсоветский период шансон все больше вырывается за рамки запретной и ориентированной на определенную аудиторию песни, в том числе из-за необходимости стать востребованным на рынке продуктом. Исполнителей шансона активно спонсируют крупные отечественные фирмы или столичные богачи, имеющие криминальное прошлое. Так, следуя законам рынка, приспосабливается лагерная и уголовная тематика, старающаяся соответствовать различным вкусам.
Интересно, что в 1990-х годах у футболистов киевского Динамо было проведено анкетирование, где в одном из пунктов нужно было назвать любимого исполнителя. Подавляющее большинство футболистов назвало Михаила Круга. Точно такое же предпочтение высказывали и игроки московского Спартака – именно Круга они пригласили на свое чествование после очередного чемпионства.

В самое сердце

Стефано Гардзонио исследуя феномен российского шансона, писал, что «русская провинция тематически глубоко укоренена в текстах русского шансона и существует как одна из пространственно-временных констант его тематики». В текстах песен, зачастую пронизанных автобиографичностью, жители российской глубинки могли увидеть и родные «хрущёвки», и беспросветную тоску, и несбывшиеся надежды.
Так, Михаил Круг свое творчество выстраивает вокруг Твери, а Сергей Наговицын темы своих песен связывает с Пермью. Среди образов возникают и многие места, столь дорогие и знакомые землякам исполнителя. Например, Михаил Круг часто в песнях упоминал тверской ресторан «Лазурное».

Шансон оказался средством способным в наибольшей степени выразить чувства и настроения представителей уголовной или околокриминальной среды. Главным инструментом здесь служат типичные противопоставления образов, с одной стороны «дома» (мать, деревня, любимая женщина), а с другой – «неволи» (лагерь, вокзал, этап).

Стас Михайлов к выбору аудитории подходит совершенно с другой стороны. Выросший на ресторанной песне он в своем творчестве использует любовную тематику. Неудивительно, что его слушатель в первую очередь женщины.

Широкую популярность и проникновенность шансона отмечал бывший директор Марка Бернеса. Как-то он заявил Михаилу Кругу: «Из всех певцов я благоволю к вам. Вы поете, как Марк. У вас те же тона. Вы не поете, вы напеваете мелодию». А в свое время Утесов парировал упреки критиков в отсутствии у него вокальных данных: «Пусть так! Я пою не голосом – я пою сердцем!» Возможно именно в этом разгадка неугасающей любви русского слушателя к шансону.

Комментировать

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Популярные

© 2017 Криминал

Наверх

GET YOUR EMAIL UPDATES

We send out our lovely email newsletter with useful tips and techniques, recent articles and upcoming events. Thousands of readers have signed up already. Get a free WordPress eBook now.
Email
Имя
Фамилия