Существует ли буддистский терроризм - The Criminal

THE CRIMINAL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Без спама
Банды

Существует ли буддистский терроризм

Буддизм по умолчанию воспринимается «религией мира и добра», а то и попросту религиозной философией пацифизма. Но такое восприятие – наследие двадцатого века и проповеди последних Далай Лам.

На самом деле, всё совершенно не так: и, отчасти, с миролюбивостью, и с тем, что буддизм являет собой некое религиозно-философское единство.

Школа «Тхеравада»

По сути, буддистская сангха, община – это собрание сект, ну или, чтобы не резало слух, течений, которые трактуют учение Сиддхартхи Гаутамы Будды весьма произвольно, впитывая и прошлое культурное наследие народов, перешедших в буддизм. Общность тут только в терминологии и номинальном целеустремлении в нирвану, то есть, растворение в великом «ничто». Но вот частности весьма и весьма своеобразны.

Например, есть традиция, что считается древней и исконной, под названием «Тхеравада». Её, кстати, исповедуют в Республике Мяьнма. И эта школа, которая еще называется «учением старцев», не предполагает какой бы то ни было агрессии на религиозной почве. Правда, «учение старцев» охватывает все стороны жизни исповедующих эту школу настолько в общих чертах, что взять палку и пойти бить того, кто не нравится – в общем, не то чтобы четкое религиозное табу. Ну, карма будет похуже. И то, только если есть ясное намерение в совершении данного акта насилия.

Чтобы было понятнее, приведем словам востоковеда Виктора Сухотина: «Карма в буддизме понимается не так, как мы привыкли в «популярном индуизме». Здесь может быть благое воздаяние за благой поступок, благое воздаяние за злой поступок, и воздаяние злом и за плохой, и за хороший поступок. Все зависит от проявленности намерений совершающего этот поступок». В общем, если буддист школы «Тхеравада» пошел куда-то без явных намерений побить кого-то палкой и избил кого-то палкой, не приходя в сознание, то не факт, что его карма совсем уж испортилась – может быть, даже стала лучше.

Многорукий демон

Куда интереснее все с тибетским буддизмом, где, кстати и пребывает Далай Лама, который уже осудил беспорядки в Мьянме. В Тибетском буддизме, который интегрировал в себя, в том числе, и добуддистское язычество, есть понятие о «Дхармапале». И трактовка этого термина разнится от «ангелов-хранителей Учения» до «ужасных гневных палачей».

Если коротко и упрощённо, то «Дхармапала» — это сакральные сущности гнева, которые защищают и чистоту учения, и каждого отдельного буддиста, и всю сангху в целом. Всего этих «ангелов» восемь, и персонажи это, прямо скажем, мрачные. Возглавляет их Ямантака, описываемый, как «многорукий и многоногий демон, с многими головами и головой быка, синей кожей, одетый в окровавленный плащ из слоновой кожи», и, следуя азиатской этимологии, это — «убийца Ямы», то есть бога смерти. Остальные ребята из этого пантеона не менее «приятные личности». И да, это тоже буддизм.

А поскольку в тибетском буддизме мир духов и мир людей связан весьма тесно и непосредственно, то периодически тибетскому буддисту волей «Дхармапалы» нужно брать в руки оружие и творить насилие во имя светлых идеалов «нирваны». Кстати, что характерно, есть версия, что пресловутый Челубей, бившийся с иноком Пересветом, был как раз буддистским монахом. И то, что Челубей пал, было нарушением всех законов кармы и «гарантий» Дхармапалы в победе.

«Священные войны» Тибета

Впрочем, говоря о «священных войнах» буддистов, стоит обратить внимание непосредственно на Тибет, который в VII-VIII веках стал мощным иерократическим милитаристским государством и цепкой хваткой держал торговые пути, проходящие через него. Что характерно, борьба за власть буддистской иерократии в тогдашнем Тибете была вполне себе в духе эпохи, и оставалась таковой вплоть до, фактически, Нового времени.

Как минимум, если основываться на мемуарах католического миссионера Эвариста Региса Гюка, который писал: «Во время нашего пребывания в Лхасе на троне Тале-ламы сидел девятилетний мальчик; трое его предшественников умерли насильственной смертью, не достигнув совершеннолетия… Первого Тале-ламу будто удавили, второй был задушен в своей спальне, третий же отравлен вместе со всеми членами своего многочисленного семейства».

Эти внутренняя жесточайшая конкуренция только укрепляла Тибетское буддистское государство, которое к концу VIII и началу IX веков пошло в экспансию азиатских территорий, а особенного того, что сейчас называется Китай. Характерно, что никакого миролюбия от тибетцев никто особо не испытывал.

Например, один из хроникёров того времени писал: «Тибетцы основали свое царство на наших западных границах много лет назад; как шелковичные черви, они вгрызлись во владения своих варварских соседей, чтобы расширить свою территорию. Во время императора Гао-Цзуна их территория составляла 10 тыс. ли, и они соревновались с нами в превосходстве; в более новые времена нет никого сильнее их».

Китай в свое время осадил Тибет, хотя и испытывал от него многие проблемы именно в военном плане. Впрочем, пока Китай испытывал проблемы, тибетские буддисты шли и миссионерствовали в Китае, строя и развивая свои пагоды, и создали вполне себе политическую и военную силу, которая выплеснулась в качестве восстания ихэтуаней («боксеров») 1898-1901 годов.

«Кулаки» гармонии

Ихэтуани, или «отряд гармонии и справедливости», были одной из буддистских сект. Их восстание достигло такого размаха, что с ними заключила союз императрица Китая Цыси. Они же в ходе восстания целенаправленно уничтожали христиан, в том числе и православных, которые были канонизированы, как сонм китайских новомучеников.

Восстание для ихэтуаней носило вполне религиозный характер: помимо защиты императорского дома и страны от иноземного влияния, декларировалась защита от проникновения «иностранных» религий. И особо жестоким пыткам и умерщвлению подвергались китайцы, принявшие христианство.

В общем, завершая этот краткий исторический и религиозный экскурс, стоит сказать, что, во-первых, буддист буддисту рознь. А во-вторых, даже если два самых разных буддиста, самых разных школ лупят кого-то смертным боем, то ничего особо противоречащего доктрине «мира, добра и недеяния» в этом нет. Потому что не только добро, но и недеяние может быть с кулаками.

Комментировать

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Популярные

© 2017 Криминал

Наверх

GET YOUR EMAIL UPDATES

We send out our lovely email newsletter with useful tips and techniques, recent articles and upcoming events. Thousands of readers have signed up already. Get a free WordPress eBook now.
Email
Имя
Фамилия