Почему в СССР была популярна уголовная романтика - The Criminal
Банды

Почему в СССР была популярна уголовная романтика

Историки, исследующие криминальную субкультуру России, свидетельствуют о массовом распространении ее в Союзе. Объяснение такого феномена очень просто и логично. Идеологии тоталитарного государства и воровской закон во многом имеют схожие черты. Демократия и либерализм не приветствовались советским строем, как и воровским сообществом. Воры, которые позиционировали себя вне советской системы стали живым примером для многих граждан СССР, которым глубоко импонировали идеи личной свободы.

 

Воровские законы и союзный тоталитаризм

В царской России писатели не романтизировали образ среднестатистического вора. Он показывался частью криминального отребья и символизировал общественное дно. После революции, а точнее в 20-е годы прошлого века, воровская субкультура заняла особую нишу в сознании законопослушных граждан. Вор стал чуть ли не единственным носителем идеологии, которая шла в разрез с действующим строем.

Исследователь этого феномена А. Н. Олейник отмечает схожесть структур тюремного сообщества и советского социума. Оба института зиждились на тоталитарных принципах. Зековские понятия были законом для людей, преступивших закон. Советские граждане также верили в силу законности. Но воровские правила казались многим более понятными и моральными. Если советский строй поощрял и приветствовал доносительство и приспособленчество, то воровское общество считало это недопустимым и аморальным.

 

Описание в творчестве

Поэтизация тюремной среды началась с произведений И. Бабеля. Его «Одесские рассказы» освещали образ жизни вора Бени Крюка. В послевоенные годы особое распространение получили блатные песни и жаргон. Известные и любимые в народе исполнители часто использовали их в своем репертуаре. Высоцкий и Розенбаум во многом обязаны своей популярностью именно этому феномену. Блатные песни в их исполнении о романтике тюремной жизни переписывались на бобины и продавались на черном рынке.

По мнению Олейника популярность тюремно-воровской субкультуры связана не столько с большим количеством людей, отсидевших в лагерях, сколько с несовершенством советской системы ценностей. Окончание «холодной войны» с западом и начало демократических перемен послужило толчком к еще более широкому распространению произведений о тюремных порядках. Цензура перестала жестко искоренять их, что стало причиной вовлечения большого числа людей в процесс романтизации зеков, их быта и образа мыслей.

Роль молодежи в популяризации субкультуры

Будучи самым прогрессивным слоем общества, молодежь стремилась к свободе, и часто идеализировала все проявления свободомыслия. Не видя грани между этим понятием и воровскими привычками, многие подростки стали заложниками модного веяния. Ошибочно принимая распущенность и непринятие общественной морали за индивидуальность и неординарность мышления, многие из них попали под влияние воровской среды. А взрослые уголовники умело манипулировали их сознанием, формируя свою «свиту» из детей и подростков, готовых к правонарушениям.

Комментировать

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Популярные

© 2017-2020 Криминал

Наверх